Шадрина Елена Ильинична, воспитатель
Ориентировка в пространстве.
К выпуску из детского сада, дети должны понимать пространственные отношения между предметами, связанные с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.); осознавать значение пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной; уметь ориентироваться на листе бумаги; овладевать способностью к пространственно-временной обработке информации, что позволяет составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д. ; хорошей ориентировки в пространстве.
При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
- вверху - это там, где голова;
- внизу - это там, где ноги;
- впереди - это там, где лицо;
- позади - это там, где спина;
- справа - это там, где правая рука;
- слева - это там, где левая рука, и т. д.
Существует много игр, через которые ребенок учится ориентироваться в пространстве.
К примеру, игры с активным передвижением ребенка в пространстве для детей раннего возраста - второго и третьего года жизни: «Догонялки», «Прятки», «Кот и мыши».
- с активным передвижением и с завязанными глазами для детей четвертого-пятого года жизни: «Где звонит колокольчик?», «Кто позвал?». А также игры и упражнения на усвоение терминологии: «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи наоборот», «Повторяй за мной».
Для детей старшего возраста важное значение имеют игры и упражнения на ориентировку в ограниченном пространстве: на столе, на листе бумаги, в книге, в тетради, а также игры на воссоздание сложной формы предметов: «Из каких фигур сделано?», «Колумбово яйцо», «Чудесный шар», «Шахматы», «Шашки», «Вьетнамская игра», различные головоломки, слуховые диктанты или задания типа «Дорисуй кошке хвостик», «Дорисуй мышке ушки». Особое место в деятельности старших дошкольников имеют игры на развитие логического мышления (на основе алгоритмов): «Игра в слова», «Вычислительные машины», «Переход улицы», «Сделай позу такую, как на карточке», «Дерево», «Ход коня».
Но чаще всего возникают проблемы у детей с определением правой и левой стороны. Вот несколько игр, упражнений на ориентировку «право-лево»:
1. «Мое тело»
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Взрослый показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам - справа и слева). Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д. Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку ребенка ленту.
2. «Покажи правильно»
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Оборудование: кукла.
Взрослый в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Ребенок показывает ту же часть на себе.
Ребенку также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, остальные участники показывают ее на себе.
3. «Что умеют делать ваши руки?»
Взрослый объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название - правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать твои руки?
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Взрослый использует следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук:
Покажи, какой рукой ты рисуешь, пишешь, ешь. В какой руке ты держишь ручку, карандаш, ложку? Покажи. Как называется эта рука? (следует показ).
Надень на правую (левую) руку браслет.
Заложи за голову сначала правую руку, а затем левую.
Подбрось мяч правой рукой.
Переложи кубик левой рукой. И т.д.
4. «Найди пару»
Цель: различение правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п.
Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
5. «Покажи»
Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела с использованием пробы Хеда. Взрослый использует следующие задания:
- покажи правой рукой левый глаз
-покажи правой рукой левое ухо
-покажи правой рукой левую ногу
-покажи левой рукой правый глаз
- покажи левой рукой правое ухо
-покажи левой рукой правую ногу.
Право-лево. Карточки с заданиями.docx
Воспитание вежливости в дошкольном возрасте.docx
Рекомендация для родителей первоклассников
Готовность ребенка к школе.
Родители дошкольников, посещающих детские сады,часто рассчитывают на то,что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.
Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.
Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение- н и детский сад ,ни начальная школа- не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению .Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения,не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий,принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
Правила создания позитивной обстановки в обучении:
1.Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2.Обучение требует систематичности:10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
3.Необходимо учитывать принцип « от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новй элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель
4.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами:»Если бы ты сделал так(показ, объяснение), то было бы еще лучше».
5.Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом по дороге в детский сад, при приготовлении ужина, в машине, в автобусе и так далее.
6.Если взрослому не хочется в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие, так как дети эмоционально отзывчивы. С плохим настроением, через силу не играйте с ребенком. Пользы не будет. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
Первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, который он получил с помощью взрослых и самостоятельно за первые 6-7лет своей жизни.
Также первокласснику необходимы знания о жизни страны,о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
Развивайте наблюдательность. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.
Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:
Ходить по тротуару следует с правой стороны.
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
Переходить дорогу полагается только шагом.
Играть можно только во дворе.
|